воскресенье, 5 августа 2012 г.

Кузнецкий Алатау- место, в которое хочеться вернуться...

«Там, в горах все друг с другом здороваются!....», - так говорил наш знакомый друг-турист, когда мы еще две недели тому назад,  сидя на рюкзаках, составляли план нашего путешествия…)

А началось все с того, что мы ломали головы над тем, как же  все - таки нам добраться до места назначения…Организованные группы туристов ехали на заказном автобусе. Для нас же единственным вариантом было - доехать до города Междуреченска, провести ночь на вокзале, затем  утром сесть на электричку и уже через два часа оказаться в заветных местах…
Дорога была радостной, мы были в предвкушении – нетерпелось оказаться в красивейших местах, где еще все друг с другом здороваются…!:)

Но по приезду в Междуреченск нас ждал не очень приятный сюрприз. Железнодорожный вокзал на котором мы планировали переночевать - закрывался на ночь. Хотя накануне я звонила в справочную, в которой мне сказали, что зал ожидания ночью работает…  Была еще возможность уехать на ночном проходящем поезде, который  за полтора часа доставил бы нас в нужное место… Но перспектива оказаться ночью в совершенно незнакомой местности и ставить палатку в кромешной темноте нас совершенно не обрадовала… поэтому мы решили переночевать на лавочке около вокзала… Нас спас запас теплой одежды- в час ночи мы надели на себя ее всю:) Холод был жуткий, несмотря на то, что днем была невыносимая жара… Мы даже умудрились поспать часик.

А это Междуреченск- перед рассветом:
*Фотографировал Сережа- но я тоже принимала непосредственное участие в создании этих фотографий- моя голова была в роли штатива :)

В четыре часа утра вокзал открыли, и мы с облегчением переместились в зал ожидания… Почти сразу же зал наполнился людьми и разноцветными рюкзаками… В 7:15 пришла электричка, на которую все дружно погрузились…. Несмотря на то, что мы фактически не спали - чувствовали себя бодро…! Дорога была потрясающе красивой…!!

В электричке ехали преимущественно одни туристы. На станции Лужба  все вышли, и электричка опустела…. Мы прошли немного вправо, и добрались до переправы… За 30 рублей лодочник доставил  нас на другой берег…

Пока мы ждали переправы- познакомились с Василием- врачом из Новосибирска, путешествовавшим с 9-ти летним сыном… Василий подсказал нам, что половину пути лучше проделать на машине, поскольку дорога идет в гору, и с рюкзаком полным провизии  идти будет тяжеловато…. Примерно через час, приехала машина… Это оказался «Урал»…. Из кузова выпрыгнули туристы, а мы заняли  их место…
Ехали прямо в кузове по ухабистой дороге, а вокруг были сосны, ели, бурные ручьи с огромными валунами….Это было что то невероятное…!!

Мы проехали  около 10 км, и высадились около Талькового карьера. Когда то там шла добыча талька, сейчас это просто местная достопримечательность… огромный белоснежный карьер…!

Василий с сыном отправлялись на Куприяновскую поляну. Она известна тем, что на ней сливаются две реки- Большой и Малый Кызыр. Недолго думая, мы решили отправиться вместе с ними…

Немного погодя мы поняли, что по неопытности совершили непростительную ошибку… Собирались мы в спешке, рюкзаки конечно же не взвешивали… Но и без того было ясно, что взяли мы много лишнего… Расстояние которое мы прошли в тот день было не таким уж и большим, всего лишь 6 км….По ровной дорожке еще можно было идти относительно легко… Но вот идя по огромным валунам (многие из которых не отличались особой устойчивостью), или прыгая по камням, перебираясь через горные ручьи - равновесие было сохранять сложновато… Мы с Сережей еще долго потом удивлялись, видя как легко идут люди с рюкзаками на 100 и на 120 литров (у нас были на 65 и 85), только потом нам открыли секрет, что просто такой  огромный рюкзак  забивается самыми сухими продуктами- мюсли, сухие каши, быстрорастворимая лапша и пр… То есть объем получается большой, а вес очень легкий…. Мы же тащили огурцы, помидоры, капусту, консервированный горошек и кукурузу….:) Тем не менее до Куприяновской поляны в тот день мы все таки дошли…. Василий с сыном пошли чуть дальше, а мы остались….
Пока я распаковывала вещи- Сережа пошел за водой…  Не было его минут 20, но мне показалось, что дольше, я уже было начала волноваться, как он появился с радостными вестями, что в 10 минутах  ходьбы отсюда он нашел уютную полянку, в тени сосен, на которой бежит горный ручей, готово место для костра, и в тени под елочкой стоит свежий кетчуп:)
Мы подхватили вещи, и переехали жить на эту полянку!

Полянка и вправду оказалось очень уютной. Как будто маленькая комнатка посреди леса. Высокие сосны спасали нас от дневной жары, а густые кустарники укрывали от посторонних глаз… И совсем рядом бежал Высокогорный ручей… В тот вечер мы  быстренько поставили палатку, сварили борщ, и сытые и довольные уснули под шум ручья…
На этой полянке мы прожили три дня…. Бродили по ручью, фотографировали, объедались растущей там черникой, лазили на соседнюю гору, надеясь поймать там сотовую связь, ходили купаться на Куприяновскую поляну, читали Льва Толстого, Ричарда Баха… и просто валялись на солнышке…

Время от времени (хотя если точнее - довольно таки часто)- мимо нашей полянки, пробегали люди с рюкзаками- детские группы, небольшие компании молодых людей, люди пожилого возраста, чаще всего путешествующие по одиночке…. «Здрасьте!», «Доброго дня!», «Здравствуйте люди!!!», - здесь,  действительно, все друг с другом здоровались…. «Ой, я вас не заметила…. Здравствуйте!»- крикнула нам руководитель детской группы, пробегая мимо нас….
Как то совсем рано утром, когда мы завтракали, мимо нас пробегала очередная группа туристов… «Здравствуйте!», уже привычно поприветствовали мы их….:) «Ну вот, люди едят, а мы бежим как угорелые »,- сказал один… «У нас план!»,- ответил другой.  Мы только улыбались… У нас  плана не было, и мы могли в полной степени наслаждаться, предоставленной нам свободой…

Ход мыслей словно остановился….Где -то очень далеко остались все нерешенные житейские проблемы, гора работы, которой мне придется заниматься по моему возвращению…. Осталось лишь ощущение момента здесь и сейчас…

Однажды вечером я готовила ужин, а Сережа, тащил сухое дерево на дрова с соседней горы…. Мимо нашей полянки шла группа людей…. «Вы нас напугали! Мы подумали что вы медведь…!», крикнули идущие в конце группы девушки…

...а по вечерам мы пили ароматный чай из листиков смородины, собранных неподалеку… Обнаружили интересную особенность… Остатки вечернего чая мы наливали в термос, и к утру чай приобретал необыкновенный красно янтарный оттенок с восхитительным вкусом и ароматом…!
Отдельный восторг вызывала вода…Ледяная, Чистая, Наивкуснейшая…!! Как- то раз вечером, я мыла посуду, из чашки выпала изюминка и осталась лежать на дне ручья… Когда мы встали утром, засохший сухофрукт напитался водой, и превратился в полноценный изюм, и по внешнему виду и по вкусу, можно было сказать, что его словно только что сорвали с ветки…!!

Через три дня, когда основной запас продуктов был подъеден, а силы восстановлены, мы собрали рюкзаки, поблагодарили гостеприимную полянку, которая за эти дни стала нам родной, и двинулись в обратный путь…

Несмотря на то что вес рюкзаков был значительно легче, начало пути далось нам тяжеловато…. опять те же  огромные валуны, некоторые из которых угрожающе покачивались, при любом неосторожном шаге…  Но все обошлось! Мы ни разу не травмировались и не заблудились! К слову сказать, заблудиться там довольно таки сложно…  Достаточно просто придерживаться уже протоптанного пути и периодически заглядывать в карту…. Постепенно  дорога  становилась все легче,  стали чаще встречаться приюты и лагеря, на деревьях стали появляться плакаты с надписями «Вы сделали это! , «Мозоли пройдут, а память останется!». Позади было 6 км, мы вышли к Тальковому карьеру, где 4 дня тому назад нас высадил Урал…

Дорога обратно показалась нам короче и легче…. Честно говоря, я думала, что здесь мы  сделаем  еще одну ночевку…. Но мы посоветовались и решили идти дальше… После огромных валунов  и горных ручьев, идти по проложенной дороге было легко…. Иногда мы останавливались, чтобы умыться и попить воды, затем продолжали свой путь домой…
К вечеру мы вышли к переправе… В общей сложности, в тот день мы прошли 16 км. Для опытных туристов это конечно не расстояние…. Но для нас в тот день состоялось боевое крещение... своеобразное «посвящение в туристы» :)

Поскольку был уже вечер, лодочника на берегу  не было…. Переходить вброд мы не рискнули, и решили заночевать на берегу…

А на берегу было очень много лагерей и приютов…. И соответственно очень много мусора… Кстати, пока мы жили на полянке, нас  не беспокоили ни мушки, ни слепни, ни комары… Нас вообще там никто не кусал!! Теперь же нам поневоле пришлось израсходовать целый баллончик  антикомариного средства, поскольку иначе здесь находиться было просто невозможно…. Когда мы нашли подходящую полянку для ночлега, нам сначала пришлось прибрать разбросанный там мусор, поскольку визуально эта полянка напоминала собой мусорную свалку…. Рядом с нами текла река Амзас…. Но воду оттуда пить уже было невозможно...   Пришлось идти вверх по течению, чтобы набрать питьевой воды…. В тот момент у меня в голове крутилась лишь одна мысль «Как хорошо, что Куприяновская поляна  находиться за  16 км отсюда… как хорошо что добраться  туда не так то просто…!! ». В тот вечер мы засыпали уже не под шум ручья, а под крики и смех людей, перемежающихся с ненормативной лексикой…

Наверное на  этом можно было бы поставить точку, но случилось еще одно событие, оказавшее сильное влияние на нас…

В тот вечер мы поужинали гречневой кашей, оставшейся от завтрака и овощными консервами… Костер решили не разводить… Да впрочем разводить его было особо  не из чего… Затем легли спать… Примерно в четвертом часу утра я проснулась, от того, что Сережа теребил меня за ногу со словам: - «Оля, медведь!!»

Как вам, проснуться от таких слов….?!!! Сказать, что я испугалась – это не сказать ничего…. Мы просто вцепились друг в друга, и боясь, не то что разговаривать- дышать слишком громко… замерли в ожидании…   Было ясно, что зверя могли привлечь, остатки еды и мусора, который я вчера хоть и собирала со всей поляны, во всей округе оставалось еще много…  У страха глаза велики, и в полумраке было непонятно, то ли ветер шевелит крылья палатки, то ли кто- то тыкается в нее носом…. Когда стало светло и, на соседней дороге послышались людские голоса, мы осмелев, шепотом начали говорить…. Как рассказал мне Сережа, он слышал звуки- похожие на топанье лап и фырканье…. Осмелев, мы потихоньку вылезли из палатки…. Собрали вещи, и переправились на другой берег…. До электрички оставалось еще целых шесть часов…

Мы пристроились на берегу Томи. О ночном эпизоде больше не разговаривали, решив, что в конце концов это могла быть и лошадь …  А потом к реке спустилась наша знакомая  девушка (мы познакомились по дороге ). Она путешествовала с мужем и друзьями, и в эту ночь они ночевали в палаточном городке, неподалеку от приюта «Снежный барс»… Они тоже испугались странных звуков, топанья вокруг лагеря, и всем палаточным городком побежали в приют! Как выяснилось потом, один смельчак- решился все таки пойти в туалет… и столкнулся нос к носу с медведем!! Уже стоя на полустанке, в ожидании электрички, были слышны разговоры о том, что южнее горят леса, и звери бегут сюда просто от безвыходности…

Ну а дальше все было хорошо! Мы ехали на электричке в Междуреченск, и понятия не имели о том как будем добираться до Кемерово… Маячила перспектива опять провести ночь на лавочке возле вокзала, чего нам совершенно не хотелось…. Но обстоятельства сложились очень удачно….!! Наш сосед по электричке сказал, что, по прибытию в Междуреченск можно успеть на электричку идущую в Новокузнецк, в которую мы и успели запрыгнуть за пару минут до ее отправления, решив, что с Новокузнецка все таки добраться до дома проще… А в Новокузнецке, очень удачно успели купить билеты на автобус до Кемерова… и ночью  были уже дома!!

….Рюкзаки разобраны, палатка просушена и уложена в чехол, спальники закинуты на шкаф… В душе состояние –БЛАГОСТИ. По-другому не скажешь…. Я начала обращать внимание на многие вещи- такие как, Тепло, Безопастность….  А еще отдых наполнил нас свежими силами…! Я ехала туда, вымотанная безостановочной работой, недосыпами….а вернулась совершенной обновленная…. Еще раз убедилась в том, что отдых с рюкзаком и палаткой – для меня самый лучший!!:)

* Кстати когда мы приехали- встали на весы- и обнаружили, что скинули по полтора кг…. И это несмотря на то, что мы ели в таких количествах, в каких я дома никогда и ни при каких условиях не ем….!! Еще один плюс активного отдыха :)

** Фотографии- Сережины и мои :)

1. Первое впечатление конечно визуальное - красивые фото, такой релакс, это наверняка сродни очищению - вот так уехать от городской суеты и просто отдыхать глазами и мыслями! Вы молодцы - пеший туризм стал такой редкостью. Лет 5 назад я еще ходила в походы по горам, но теперь уже фигушки меня втянешь в такие авантюры :) старею мб, хочется максимального комфорта в отдыхе, это конечно еще не система "все включено" (видимо еще не настолько постарела), пока еще я больше предпочитаю много ходить и смотреть в поездках, но это уже точно не поход с палаткой. Про медведя как прочитала - меня вообще ужас охватил - хорошо, что все обошлось! Спасибо за интересный рассказ :)

1. Честно говоря, когда мы только собирались в путешествие- я смутно представляла в какую авантюру мы втянулись...:) В последнюю ночь, когда предположительно, вокруг нас ходил мишка- я твердила про себя, что больше сюда ни ногой... Но уже сейчас, снова тянет в эти места- хочется зайти дальше, увидеть больше... Действительно происходит какое-то очищение...
      Рада, что рассказ понравился:)